Карэн закончил скульптурное отделение Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого (преподаватель: А.С. Хачатурян), скульптурное отделение Российской академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ), аспирантуру в Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Преподавал в РАЖВиЗ на факультете "Скульптура".

Член Московского союза художников.
Живёт и работает в Москве.

Созидание и творчество - это высшая форма деятельности человека.


Если человек выбирает этот путь, то он понимает, что его ждёт целая жизнь - неисчерпаемая и постоянно пульсирующая; огромный интереснейший мир, полный творческого поиска, красоты, реализации своего потенциала.

Водоворот искусства захватывает человека, и есть только одно желание - поддаться этому водовороту и раствориться в нём. Если молодой человек хоть раз испытал чувство любви, то он ждёт и ищет это чувство всю свою жизнь. Тоже самое и с искусством - стоит вам испытать восторг от творчества и эстетическое наслаждение от создания произведения, вы уже не сможете без этого. Вам будет казаться, что ваша жизнь не полна без любимого дела. В этой статье мне бы хотелось поделиться с начинающими художниками и со всеми, кому это будет интересно своими мыслями на тему искусства, а конкретнее - скульптуры, т. к. я посвятил себя этому искусству.

Для меня, как для художника реалиста, безусловно, очень важен период обучения ремеслу скульптора, считаю, что работа должна быть выполнена безупречно с точки зрения профессионального мастерства, но этого, к сожалению, не достаточно для того, чтобы вашу работу можно было считать произведением искусства.

Вы, наверное, часто задавали себе вопрос: "Почему работы некоторых мастеров останавливают на себе наше внимание и задевают какие-то струны нашей души, а многие, даже очень профессионально выполненные, оставляют нас равнодушными?". В скульптуре важное место занимает композиция. Если фигуры закомпонованы правильно и все массы в пространстве распределены красиво и интересно - это половина успеха. Что же составляет другую часть успеха при создании произведения? Это, безусловно, искренность, искренность выбора темы, трепетность в исполнении, хорошее знание темы, тонкость художника, как психолога, и многое другое. В общем, в своём произведении художник должен быть весь без остатка. Если обратиться к жанру портрета, то мы увидим, что все художники на протяжении всей истории искусств создавали портреты, запечатлевали своих современников, великих людей, близкий и друзей.

Что самое важное в портрете для меня? Без чего для меня портрет не состоится? - без понимания людей, без умения чувствовать суть человека, без ощущения многогранности внутреннего мира портретируемого.

Вспомните портреты Диего Веласкеса: серию "Труанес" или портрет Папы Иннокентия Х, который посмотрев на своё изображение сказал: "Слишком правдиво.". Вот где высочайший проффесионализм и тонкое психологическое, я бы даже сказал, драматическое чутьё великого художника сочетаются воедино. Поражают своим драматизмом портреты карликов из свиты испанского короля Филиппа IV. Казалось бы, маленькие, обделённые природой люди, но Веласкес показывает нам через свои работы огромный жизненный опыт, ум, проницательность, богатый внутренний мир этих людей. С полотен великого мастера на нас смотрят живые люди: у каждого своя жизненная сила, своя трагедия; и заслуга художника в том, что он сумел почувствовать мир другого человека и благодаря своему мастерству отразил это в своих произведениях.


Но как быть современному художнику, когда он один на один со своим произведением в своей мастерской? Как определить ценно ли то, что он делает? С кем посоветоваться? В первую очередь посоветуйтесь с самим собой, ведь это ваше произведение и только вы знаете, что вы хотели выразить в нём.

В наше очень стремительное время, время бешеных скоростей, интернета, компьютерных технологий, когда человек вынужден "крутиться, как белка в колесе" в целях заработка и чтобы не оказаться "за бортом", художнику становится труднее, у него меньше времени на осмысление своего произведения, на обстоятельный подход к его созданию. И всё же призываю вас на время слегка замедлить шаг и подумать, заглянуть внутрь себя, прислушаться к своей душе. Каждый человек, на самом деле, знает и чувствует, что он сделал всё правильно или есть что-то, что он сделал не так. Надо только дать себе отчёт в этом. Если душа говорит "да", значит вы на верном пути и можете в этом не сомневаться.

С другой стороны, у современного художника, казалось бы, есть некоторое преимущество, поскольку он имеет возможность лицезреть великие достижения прошлого, произведения старых мастеров эпохи Возрождения, Древней Греции, Египта, Рима и это огромная база для современных творцов. Микельанджело, Леонардо да Винчи, Вероккио, Бернини, Веласкес, Огюст Роден, Репин, Серов, Левитан, Фальконе и многие другие - эти имена навсегда останутся в истории искусств благодаря своей неповторимости, яркой индивидуальности, огромному таланту, большой любви к своему делу, которому они были беззаветно преданы. Эти люди, каждый на языке своего искусства воспевали красоту человека, природы, всего окружающего нас мира. Тематика их произведений была абсолютно разной: от религиозной до эротической, но ведь каждый выбирает для себя, что ему ближе. Главное не обманывать себя и реализовать тот творческий потенциал, который скрыт внутри каждого. Мне кажется, что именно это чувство неповторимости каждого человека, творца, вырабатывает у художника свой индивидуальный стиль или, так скажем, почерк. По этому почерку мы и определяем, чья работа перед нами, что чувствовал автор, выполняя это произведение. Картины и скульптуры, выполненные в неповторимой манере, оставляют в душе зрителя яркий след. Именно о таких работах мы говорим: " Да, это настоящее произведение искусства!".

Вспомните мраморные изваяния великого Микельанджело Буонаротти: благородного Давида, смело смотрящего в лицо своей судьбе. В его позе чувствуется уверенность, спокойствие, готовность к броску и, конечно же, красота! Если присовокупить к этому то,что эта скульптура была сделана из испорченной глыбы мрамора, за которую уже никто и не решался браться. Микельанджело увидел в этой глыбе своего Давида и безупречно вписал в, казалось бы, бездушный кусок камня целую жизнь, целую историю, которой до сих пор наполнены его произведения. Можно много спорить о пропорциях фигур, которые высекал резец великого мастера, говорить, что в них много сомнительных мест, но ведь сколько анатомически безукоризненных произведений различных скульпторов уже давно забыто потомками, а неповторимая стилистика скульптур Микельанджело, его совершенно особое понимание образа и формы по прежнему приковывают внимание искусствоведов, художников и многих других людей, достаточно далёких от искусства.

Когда мне довелось быть в Италии, во Флоренции я выстоял большую очередь, чтобы попасть в капеллу Медичи, и когда я там оказался, то не мог отойти от композиций, которые я так часто видел на фотографиях в книгах по истории искусств. Всё пространство было наполнено драматизмом, величественностью и спокойствием одновременно. Приглушённое освещение тоже делало своё дело. Передо мной возникали "День", "Ночь", "Утро" и "Вечер", и я внутренне ощущал изменение времени. Над парными группами возвышались божественные фигуры с идеальными торсами - это Джулиано и Лоренцо Медичи. Динамика поз и жестов, фигуры как будто ввинчиваются в пространство капеллы, глядя внимательным взором в глубь веков. Пожалуй, посещение капеллы Медичи было одно из самых ярких впечатлений от поездки в Италию.

Может ли художник творить без багажа знаний, который он приобретает в процессе созерцания произведений искусства старых мастеров, чтения художественной литературы, исторических книг, просмотра документальных фильмов, лекций по истории искусств? Не знаю! Такого опыта у меня не было. Мне кажется, что художник с большой буквы, должен иметь достаточный багаж знаний. Это очень важный фактор для расширения возможностей художника. Чтение расширяет спектр тем для художественных композиций. Чем больше человек познаёт, тем больше он может рассказать и показать людям в своих полотнах и скульптурах. Молодых скульпторов это касается в полной мере. Сколько знаменательных исторических событий можно отразить в своих композициях, сколько литературных героев из ваших любимых книг, достойны того, чтобы их запечатлели. К сожалению, у некоторых людей сложился стереотип, что скульптор - это бородатый человек, копошащийся в глине, одетый в рваный свитер и засаленный берет, не умеющий говорить и ведущий непонятный образ жизни. Такой пещерный человечек получается... Я думаю, никому из молодых людей не хочется примерять на себя такой ярлык.

Очень важно для начинающих художников, когда они берутся за какую-нибудь тему, хорошо изучить её, прочитать литературу на интересующую тему, собрать как можно больше материала, фото, видео и т. п. Если вы собираетесь слепить определённого человека, то надо изучить его, прежде чем браться за портрет, посмотреть характерные позы, жесты, мимику, осанку, движения этого человека. Художник сначала должен увидеть образ в своей голове и только когда композиция или портрет окончательно сформируются в сознании мастера, а на это требуется время, можно приступать к воплощению этого образа в материале. Делая портрет или фигуру с натуры, (я не имею в виду академические постановки натурщиков, целью которых являются обучение форме) необходимо пообщаться с человеком, понять, как говориться, "чем он дышит", и только потом приступать к работе над образом.

Художник должен заглянуть в самую суть предмета, извлечь главное, сделать отбор, что кстати тоже очень важно, потому что прилежное перечисление всех деталей без акцента на главном делает вашу работу сухой и слишком натуралистичной, а это отвлекает внимание от сути изображаемого.

Я уже говорил, что современный ритм жизни, особенно в больших мегаполисах, диктует свои правила и художнику, заставляя его "скользить по поверхности", не идя "на глубину". Отсюда огромное количество картин, скульптур, фильмов и музыки, сделанных быстро ради денег, без раскрытия темы, без драматизма, я бы даже сказал, без особого таланта. Время отражается на всём, на всех видах искусства. Вспомните, когда последний раз вы смотрели действительно хороший фильм? Фильмы штампуются просто "термитным способом", их становится всё больше, а качество кино падает со страшной силой! Первое, что обсуждается в анонсах - это бюджет фильма, как будто от того сколько в него вложено денег, фильм станет лучше по сути. Я не говорю о спецэффектах, которые втыкаются везде, и даже там, где они и не нужны вовсе. Ещё раз повторюсь, что это моё субъективное мнение, на истину я не претендую. Я просто выражаю свой взгляд на ситуацию.

Один из важных этапов становления художника - это умение выбирать темы для своих произведений. Что рисовать, что лепить - каждый выбирает для себя сам, согласуя это со своим внутренним миром, ощущением своей реальности, в которой он живёт. Основываясь на этом ощущении мастер делает выбор в ту или иную сторону.

Однажды я задумался над тематикой своих работ, среди которых многие посвящены музыкантам и другим творческим людям. Я сам с детства учился музыке, пению и игре на фортепиано. Потом, уже в юности самостоятельно освоил гитару и с удовольствием продолжаю играть на этом инструменте, поэтому не удивительно, что я в своих скульптурах обращаюсь к этой благодатной теме. Музыка - это, пожалуй, самое распространённое, популярное и всеобъемлящее искусство, она повсюду! Музыка звучит почти везде, где бы мы ни были и главное, что внутри каждого человека звучит своя неповторимая мелодия: у кого то грустная и спокойная, у кого то - это страстное фламенко, у других победный марш.

Прислушавшись к себе, я понял, что образы великих музыкантов, их жизнь и, конечно же, их бессмертные произведения притягивают моё внимание, и я из раза в раз обращаюсь к этой теме. Среди моих скульптур есть Моцарт, сидящий у своего любимого клавесина с бокалом пунша в руке и сочиняющий очередную прекрасную мелодию. Его рука вот вот коснётся клавиш и прозвучит та нота, которая уже есть в его гениальном сознании. Вольфганг Амадей Моцарт изображён в момент творчества, создания нового произведения, когда всё второстепенное и заурядное отходит на второй план. Есть только он и музыка.

Нам известны многие гениальные композиторы и исполнители, среди них, безусловно, Николо Паганини - величайший виртуоз романтической эпохи. Скульптур, посвящённых Паганини, я сделал две. Надо сказать, что, во время обдумывания этой темы, я прочитал много книг про Паганини и слушал музыку итальянского композитора, что открыло мне множество интересных деталей его жизни и я смог лучше почувствовать его характер и суть его музыки. В моей композиции музыкант изображён во время игры на скрипке. Он и инструмент, который Паганини очень любил и не расставался со скрипкой до своей смерти, слились воедино. Смычок сейчас коснётся струн и польётся музыка, затрепещут сердца зрителей и слушателей.

Эта тематика была продолжена мной и в дальнейшем. Появились портреты В. С. Высоцкого, В. Р. Цоя и надеюсь, что я продолжу работать над образами музыкантов и других творческих людей. Конечно, кого-то из художников может и не тронуть эта тематика, но это и не обязательно. Главное найти свою тему для выражения своего внутреннего мира, своих чувств и переживаний. Если вы почувствовали, что нашли достойную тематику и полностью выражаете себя, исполняя скульптуры и картины на любимую тему, значит вы на правильном пути.

Многие скульпторы, особенно начинающие, увлекаются формой, забывая о содержании своего произведения. Как и во всём, в скульптуре тоже нужно соблюсти баланс между формой и содержанием, для того, чтобы композиция не получилась пустой по сути. Это всё равно, что сделать портрет человека правильным по форме, но абсолютно бездушным и не психологичным по содержанию, не почувствовав суть человека, его характер, и не суметь отразить своё понимание натуры. Профессиональный фактор, безусловно важен, но если художник не вкладывает себя полностью в своё произведение, а ограничивается лишь правильными формами, то работа получается ученической. Люди проходят мимо таких работ, как "поезд на парах" и даже не замечают их в экспозициях выставок.


Раз уж мы говорим о скульптуре, то не могу не сказать о замечательном мастере с совершенно неповторимым стилем. Созерцание его скульптур уводит нас в мир чувств, в мир страсти и любви, в мир эротики если хотите. Вы конечно поняли о ком я говорю - это Огюст Роден. Форма в его скульптурах как бы перетекает из одного объёма в другой, кажется, что скульптор не прилагает особых усилий, чтобы заставить жизнь струиться в каменных венах его персонажей. Являясь человеком любвеобильным, Огюст Роден выражал в своих скульптурных группах любовь и страсть, которыми была наполнена его жизнь. Его работы нельзя перепутать ни с чьими другими, потому что таких скульптур никто и не делал. Яркая индивидуальность художника выражена на сто процентов в его произведениях. "Поцелуй", "Вечная весна" - это жизнь, это лёгкое парящее над всем чувство любви, учащённый пульс весны, это дыхание полной грудью, нежность и трепетность, красота форм и неповторимая стилистика великого мастера. Каждая из этих небольших композиций стоит миллиона добротно выполненных крупногабаритных памятников.

Меня иногда спрашивают: "А сколько часов нужно работать над скульптурой? Сколько времени вы посвящаете лепке и когда нужно остановиться?" За то время, пока я занимаюсь скульптурой я понял для себя, что работать надо до тех пор, пока то, что ты делаешь приносит тебе удовольствие. Тут важно не увлекаться огромным количеством часов лепки и не начать портить свою работу. Как только вы почувствовали, что устали, надо прерваться и отдохнуть, т. к. существует наиболее оптимальный период работы и концентрации внимания, после чего глаз устаёт и начинает "замыливаться". Вы можете работать над композицией не очень долго, но в это время будете сконцентрированы и внимательны, что позволит вам за два часа сделать больше чем за неделю рутинной работы до изнеможения. Конечно у каждого есть свой секрет, как работать над своим произведением, я просто рассказал вам свой.

Преодоление сопротивления материала тоже является одной из задач профессионального скульптора, какой бы материал вы не выбрали. Конечно каждый материал имеет свои возможности и данные, а цель скульптора, сделать так, чтобы зритель, глядя на его скульптуры, поверил, что возможности материала не ограничены и автор властвует над ним!

Уже давно, а в наши дни тем более, наметилась тенденция подмены понятий. Реалистическое искусство вынуждено доказывать, что оно актуально, что такое искусство нужно, что реализм может соперничать с кучей новых течений "однодневок", которые раскручиваются и подаются, как истинное, новое и актуальное искусство. Цель ясна - по быстрому сорвать денег, продав какое-нибудь "произведение", раздутое и раскрученное всеми средствами. Я никогда не поверю, что инсталяции в виде сервантов с банками или мышеловки с кусками сала можно считать произведениями искусства, а тем более скульптуры, как говорят "знатоки", и выставлять в музеях. Лжеискусствоведами и лжехудожниками проводятся, и надо сказать довольно удачно, акции и выставки подобных "произведений", что прививает некоторым дурной вкус и дезориентирует человека, пришедшего на выставку и ждущего от экспозиции красоты и изящества форм и красок. Ему говорят: "Вот оно настоящее современное искусство! А то, что было раньше уже устарело и никому не нужно!" "Вот эта слизь, размазанная по холсту - это новый подход, глоток свежего воздуха в современном искусстве." Как вы думаете, если такое сможет сделать каждый - будет ли это произведением искусства? И зачем тогда годами учиться чувствовать форму, цвет, композицию, становиться профессионалом своего дела, когда, оказывается, можно взять грязную тряпку, залить её клеем и приделать к ящику из под яблок, и получится прекрасное произведение искусства. Самое страшное во всём этом, что многие, прельстившись перспективой лёгкого заработка, выбирают этот путь, считая себя художниками. Не обманывайтесь!!!

Безусловно, нужно искать новое, а точнее свое, но мне кажется что художник должен стремиться к красоте линий цвета и форм,стараться по возможности раскрыть лучшие стороны своей души и реализовать весь свой потенциал. Настоящее искусство - оно всегда где-то на грани возможностей, хоть может и показаться, что произведение исполнено с легкостью!

Конечно, главное, что есть у человека - это выбор. Что делать, по какому пути идти, как реализовать свой талант каждый решает для себя сам.



Р.S.

Я однажды спросил у одного, довольно известного и уважаемого, искусствоведа - работника культуры, посвятившего всю свою жизнь произведениям искусства:

- Скажите, а как вы определяете настоящее произведение искусства, по-настоящему хорошую работу? Есть ли какие-то критерии определения истинного произведения?

Знаете что он мне ответил?

- Да, пожалуй, есть один критерий.

Я с нетерпением ожидал ответа.

- Какой же? - спросил я.

Когда смотришь на картину или скульптуру и мурашки по спине идут! Вот тогда можно сказать, что это настоящее произведение искусства.

Изготовление бюстов и портретов любых размеров из различных материалов (камень, бронза, гипс, пластик, гальванопластика, дерево)

Изготовление памятников, надгробий

Изготовление скульптурных композиций

Изготовление декоративных элементов: атлантов, кариатид; каминов; рельефов; композиций из пластика

Изготовление мемориальных досок

8(926)5545806